Всегда ли свидетели Иеговы не любили крест?

Кажется, всем известны странные люди с Библией, подходящие к прохожим на улице или простукивающие в очередной раз квартиры вашего дома с целью просветить невежественных русских о настоящем имени Бога. Это свидетели Иеговы. Они могут рассказать, что у человека нет бессмертной души, что Иисус и архангел Михаил – это одно и то же лицо, что 1914 год был ключевым событием перед грядущим Армагеддоном и много другого.

Некоторые тезисы учения свидетелей Иеговы открыто нацелены на опровержение предания христианской культуры. Например, как свидетели доказывают, что истинное христианство представляет именно они, а все другие привнесли много искажений? Они, вслед за бруклинским обществом «Сторожевая башня», утверждают что основной символ христиан – изображение креста, на котором был распят Христос – тоже выдумка, заимствование из египетской символики (иероглиф «анх») и во всяком случае не соответствует действительности.
Свои доводы они основывают на том, что слово «стаурос», которым греческие писания называют орудие казни, в классическую эпоху означало просто «столб». Дальше можно развивать тему о том, что тратить лишние гвозди на крепление поперечного бревна ради преступников было совершенно неэкономно. Да еще и в некоторых других местах писания орудие казни называется просто «древо».
Что же может возразить неподготовленный собеседник, кроме того, что традиционно крест уже давно изображают именно так, и больше не продолжать эту тему?
Есть у свидетелей Иеговы одна странная особенность – незнание истории. Ни истории христианства вообще (это им вполне простительно, ведь и из ортодоксальных христиан далеко не все непосредственно знакомы с наследием христиан первых веков), ни истории самих свидетелей Иеговы. И совершенно зря.
Можно задать им простой вопрос: а всегда ли сами свидетели Иеговы (история которых давно перевалила за сто лет) считали, что орудием казни был столб?
Принесение плодов № 8_1

Если присмотреться внимательно к типовой обложке журнала «Сторожевая башня» за август 1931 г., можно отчетливо увидеть традиционный крест в верхнем левом углу. При более пристальном изучении обложки можно еще заметить, что окна в самой башне тоже в форме креста. С такой обложкой журнал выходил много лет пока организацией руководил Рутерфорд, и, очевидно, крест с поперечной балкой не считался неправильным, а изображение орудия казни не считалось святотатством.

До Рутерфорда, «отец» всех свитеделей Ч. Рассел, тоже в кресте не видел ничего плохого. Например, в «Фото-драме творения», выпущенной в 1914 г., есть иллюстрации, где крест имеет поперечную балку.
ФОТО ДРАМА ТВОРЕНИЯ титул
ФОТО ДРАМА ТВОРЕНИЯ
Истина о «неправильности» такого креста открылась как-то неожиданно, а факт того, что свидетели когда-то думали иначе, тщательно позабыт. В 1940 г. стандартная обложка «Сторожевой башни» выглядит уже по-другому.
Драма оправдания № 5_1
С тех пор общепринятый символ христианства свидетели Иеговы не признают. Форма креста стала отдельным пунктом в полемике против всех остальных христиан и очередным отличительным признаком, делающим их учение относительно уникальным.
Им нет дела до того, что форму креста описывали ранние христиане I-II веков.
Апостол Варнава: «Узнайте сперва, что такое десять и восемь, и потом, что такое триста. Десять и восемь выражаются: десять – буквой йота (I), восемь – буквою ита (H); и вот начало имени Иисус. А так как крест в образе буквы тав (Т) должен был указывать на благодать искупления, то и сказано «и триста». Итак, в двух буквах открывается имя Иисус, а в одной третьей – крест».
Иустин Философ: «Навинов сын, наименованный именем Иисуса, начальствовал во брани, то сам Моисей молился Богу, распростерши руце свои: Ор же и Аарон поддерживали их чрез весь день, дабы утрудившуся ему, не опустились. Ибо когда хотя несколько уменьшилось знамение сие, крест изображающее, тогда, как писано в Моисеевых Писаниях, народ побеждаем был: когда же Моисей пребывал в сем порядке, то Амалик побеждаем был: и крепкий крестом крепок был… И в другом месте Бог, являя через Моисея силу таинства креста в благословении, коим благословлял Иосифа, тако рекл … Первородный юнца доброта его, рози единорога рози его: ими избодет вкупе даже до края земли (Вт.33:17): Рози бо единорога никакой другой вещи или виду подобными рещи или доказати никтоже может, разве токмо образу, который показует крест. Ибо едино древо есть прямое, коего верхняя часть делается рогом, когда другое древо поперек к нему прилагается: и тогда концы кажутся яко роги, с обеих сторон единому рогу присоединенныя: в середине же утвержденное древо, к которому пригвождаются распинаемые, будучи соединено с другими рогами, представляет вид рога».
Тертуллиан: «Ибо и Иосиф получает от отца благословение в следующих словах: «его красота есть красота тельца, рога единорога – его роги; ими он будет прободать народы до конца земли». Этими словами имелся в виду не однорогий носорог и не двурогий минотавр, но изображался Христос, Который есть телец по причине двоякого Своего отношения: для одних Он строг, как Судия, а для других кроток, как Спаситель; а рогами Его должны были быть оба конца креста. Ибо и на рейне корабля, которая есть часть креста, оконечности её называются рогами, единорог же есть средний столб креста. Имея рога через эту силу креста и таким образом, Он и теперь бодает все народы, так как Он через веру посылает их с земли на небо»
Ириней Лионский: «Вид креста имеет пять концов: два по длине, два по ширине и один в середине, на который опирается пригвожденный».
Когда свидетелям говорят, что значение слова «стаурос» в классический период и в более позднем греческом койне, на котором написан Новый Завет, вполне может отличаться, особенно при влиянии римской культуры с его понятием «crux», — они отмахиваются, говоря, что они не лингвисты.
Закончить этот экскурс в нападки на христианскую святыню хотелось бы словами апостола Павла: «А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым дляменя мир распят, и я для мира» (Гал. 6:14)