- Совместим ли оккультизм с христианством?
- Как лечат целители?
- Почему я больше не мастер Рэйки…
- Астрология или наука
- Почему астрология не совместима с христианством?
- Литература
Массовый интерес к оккультизму не закончился телевизионными целителями 1990-х гг. Сегодня оккультизм в телеэфире активно насаждается от «самого мистического канала» и вульгарной «битвы экстрасенсов» до некоторых лженаучно-популярных фильмов канала «Культура». По данным статистики, 62% россиян доверяют астрологии, на каждые 500 жителей страны приходится один колдун или экстрасенс. За десять лет существования Православного центра реабилитации пострадавших от оккультизма имени святого Иоанна Кронштадтского в Москве, христианские психологи оказали помощь 16 тысячам жертв оккультизма. [10].
Оккультизм (occultus – лат., тайный, сокровенный) – «общее название учений, признающих существование скрытых сил в человеке и космосе, недоступных для обычного человеческого опыта, но доступных для «посвященных», прошедших через особую инициацию (посвящение) и специальную психическую тренировку». [2].
Оккультизм может быть относительно безвредным гностическим любопытством, мнением человека об устройстве невидимого духовного мира. Но чаще оккультизм рассматривается как синоним магии, её теоретическая сторона, когда же речь заходит об «оккультных практиках», эти понятия полностью совпадают.
Совместим ли оккультизм с христианством?
Во-первых, оккультизм, как синоним магии, несовместим не только с христианством, но и вообще с любой религией. В начале XX в. антрополог Дж. Фрэзер дал универсальное определение религии: «Под религией я понимаю умилостивление и умиротворение сил, стоящих выше человека». Магия, в отличие от религии, «вместо того чтобы, … умилостивлять и умиротворять их, … принуждает и заставляет». [15]. Это два диаметрально противоположных пути. Во-вторых, оккультизм строится на ином представлении о боге, нежели христианство. Христианский Бог – сознательная всемогущая личность, Он может отказать человеку в его просьбе. Оккультизм базируется на представлении о безличном божестве, которое само подчинено законам.
Как лечат «целители»
Священнику Благовещенского кафедрального собора иерею Александру Донесенко часто приходится в своей пастырской практике сталкиваться с последствиями обращения людей к «добрым бабушкам» и прочим «целителям»:
«Совсем недавно – рассказывает священник, – в детской клинической областной больнице ко мне обратилась мама новокрещёной девочки, которая стала горячо защищать некую целительницу — «благодетельницу», которая «помогает» в лечении дочери. Вскоре в беседе с ней выявилась классическая схема зависимости человека от оккультиста и картина демонического воздействия. Эта женщина впервые обратилась к «бабушке» «заговорить» грыжу у своей маленькой дочки. По её словам, ей посоветовал так сделать кто-то из врачей. Целительница «помогла», грыжа у ребёнка исчезла. Но через пару лет девочка тяжело заболела и врачи в течении долгого времени не могли установить диагноз, обычная медицинская помощь не принесла успеха. Тогда мама девочки вновь обратилась к знакомой «целительнице» и болезнь быстро оставила ребёнка. Однако некоторое время спустя девочка начала задыхаться по ночам. Она постоянно просыпается, кричит от страха и куда-то показывает пальцем, временами мучается от удушья и плачет. Жалко и больно видеть детей, жизнь которых калечат их собственные родители».
О том, насколько распространена подобная схема «целительства», говорилось на Межправославном совещании Центров по изучению новых религиозных движений и деструктивных культов в 2011 г. в Салониках: «Сам по себе акт исцеления не является критерием, гарантирующим правильность и безопасность метода исцеления, более того, создаёт видимость исцеления для последующего привлечения клиента вновь и вновь». [7].
Доктор медицинских наук, председатель Санкт-Петербургского Общества православных врачей, протоиерей Сергий Филимонов утверждает: «Здоровье приходит после посещения такого рода «целителей» только на определенное время, а дальше болезнь возвращается с удвоенной силой или к самому пациенту, или переходит к его родственникам». [14]. Заболевание может вернуться и в новой форме, и даже годы спустя, так что человек в своём сознании не улавливает связи этих явлений. Духи злобы, манипулирующие как пациентом, так и самим «целителем», ничего не дают даром. Их цель — погубить человека, привести в ад. Часто «целители» маскируют себя православной атрибутикой: крестами, иконами. От них можно услышать совет пойти в церковь и причаститься. Всё это обман. Человек не осознаёт сам факт обращения к «целителю» как грех и остаётся на поводу у тёмных сил.
Те, кто прибегал к такому виду лечения, должны прийти в Церковь, чистосердечно покаяться перед Богом во время таинства покаяния, отречься от занятий оккультизмом, к которым они прибегали, и пройти специальный чин отречения от такого рода «целительства».
Лучшая защита от болезни для христианина – это регулярное участие в таинстве исповеди и евхаристии, специально для болящих Богом установлено таинство соборования (Иак. 5:14-15).
Однако многие болезни остаются неизлечимыми. Когда человеческие средства исчерпаны, православный христианин призван положиться на всеблагую волю Божию, помня, что смысл бытия не ограничивается земной жизнью, которая является приготовлением к вечности.
Почему я больше не мастер Рэйки…
Эту статью написал для миссионерского листка врач с университетским образованием, успешный психолог и психотерапевт из Благовещенска. В названии отражено прежнее оккультное увлечение автора.
1. Уже сегодня будь спокоен
2. Уже сегодня радуйся
3. Честно зарабатывай себе на жизнь
4. Почитай родителей и учителей
5. Будь благодарен всему живому
Эти пять мудрых принципов императора Мэйдзи были моим руководством к действию, когда я практиковал Рэйки – целительскую систему, которая появилась в Японии в начале 20-го века стараниями Микао Усуи – преподавателя одного из христианских учебных заведений. По образованию я врач и, несмотря на то, что во время обучения в медицинском вузе, в нас пестовали диалектический материализм, я довольно быстро принял систему Рэйки как метод, который помогает врачевать и тело, и душу. Мне импонировал здравый смысл принципов, которые учили контролировать свои мысли и чувства, приносить пользу окружающим, быть почтительным и благодарным, я даже могу сказать, что они полезны мне и сегодня. Невероятно подкупало целительское смирение, ведь в Рэйки считается, что исцеление приносит не целитель, а божественная энергия, проводником которой он становится после инициации. Это было так не похоже на вульгарное знахарство и эгоцентризм различных экстрасенсов. А ещё люди в Рэйки действительно начинали жить более осознанно.
Противоречий с Православием (а я считал себя православным) я никаких не видел. На мой взгляд, это было даже богоугодное дело, ты же помогаешь человеку исцелиться, тем более не только химическими препаратами, что я мог сделать как врач, но и путём изменения сознания, понимания того, что материальное в этой жизни не главное. Возможность дистанционного лечения меня тоже особенно не волновала – для мысли и божественной энергии нет преград.
Но однажды я прочитал «Исповедь» Августина Блаженного, в которой он рассказывает об эпизоде из своей жизни, когда он с соседскими пацанами воровал груши из чужого сада. Да, груши были вкусные. Да, они не попались. Но всё равно это было чем-то противоправным. И я понял, что практика Рэйки – что-то похожее на это воровство груш из чужого огорода. Всё-таки Бог, в христианском представлении — личность, и та спасительная сила, которая исходит от Него, принадлежит Ему. А раз Бог – личность, то я могу только просить исцеления в молитве, а потом ждать Его ответа, Его решения. Совсем иначе себя ведёт целитель. Да, возможно он обращается в Божественному источнику, но он делает это самовольно. Вместо построения взаимоотношений с Богом, к которым нас призывает Священное Писание, целитель занимается манипуляцией, пользуется божественной энергией без спроса. Но если хозяин сада, в котором растут груши, тебя может и не заметить, то Богу всё известно, и, даже если Он и не препятствует исцелению таким незаконным образом, всё равно метод, которым пользуется целитель, не может считаться правильным. Ведь что такое «манипуляция Богом», попытка воспользоваться его силой без спроса? Это чистой воды магия, в которой через ритуал человек пытается управлять потусторонними силами. А магия и христианство – несовместимы.
От редакции: автор статьи исходит из предположения, что целитель всё же пользуется божественной энергией, хотя и незаконно. Его отказ от Рэйки был мотивирован скорее этическими соображениями – нельзя пользоваться божественной энергией без спроса. Автор приходит к закономерному выводу о магическом характере «целительства». Но остаётся неясным вопрос, а действительно ли «целитель» пользуется божественной энергией? У Бога невозможно украсть, энергия целителя изначально имеет иной, не божественный источник. «Поскольку ни Бог, ни Его ангелы не позволяют манипулировать собой, то в услужение оккультистам охотно приходят демоны. Они-то и наделяют оккультистов нужной энергией». [12]. Не всегда «целители» сознают это, часто их знания ограничиваются лишь тем, как применять свои «дары» для практической пользы.
Астрология или наука
Оккультное знание с момента зарождения науки всегда претендовало на научный характер. Астрология не является исключением, она предлагает разработанную теорию влияния небесных тел на характер и судьбу человека. Можно ли назвать астрологическое знание научным?
Для того, чтобы быть научным, знание должно удовлетворять определенным критериям, прежде всего иметь научную методологию. В самом общем виде научный метод включает наблюдения, гипотезу и теорию, предположения из теории и их экспериментальную проверку. Экспериментальная проверка наиболее важна, поскольку в ней заключается подтверждение истинности теории, её верификация (verus – лат., «истинный», facio – «делаю»).
Астрологи часто заявляют об исполнении предсказаний. Но кто занимался серьёзным исследованием статистических данных, проверил бы соответствие гороскопов характерам и судьбам известных личностей, изучил бы, насколько исполнение астрологических прогнозов превосходит математическую вероятность? Такой исследователь был, его звали Мишель Гоклен. Он – наш современник, парижский статистик, в 1991 г. покончил с собой. Гоклен симпатизировал астрологии и посвятил свою профессиональную деятельность её статистической проверке. Он исследовал 41 тысячу биографий, среди которых 16 тысяч известных учёных, писателей, артистов и спортсменов, а также 25 тысяч «простых» людей, на предмет соответствия их характеров и судеб индивидуальным гороскопам. В этом исследовании ему помогала жена. Будучи честным исследователем, Мишель Гоклен не нашёл экспериментального подтверждения астрологической теории и «отнёс астрологию к разряду химер». [13]. В заключении своей книги «Досье космических влияний» он писал: «Но — кто знает? Быть может, более искусный, чем мы, исследователь когда-нибудь сможет поправить это суровое и представляющееся нам окончательным суждение». [1]. Впрочем, одну закономерность, как считал М. Гоклен, ему всё же удалось обнаружить. Число выдающихся спортсменов, родившихся при «восхождении Марса» на несколько процентов превышало предполагаемый результат по теории вероятности. Впоследствии эти результаты перепроверялись другими исследователями, некоторые подтверждали, некоторые опровергали их. Сам Гоклен пытался для объяснения результатов разработать теорию «космобиологии». Важно отметить, что Гоклен доказал полную несостоятельность гороскопов, составление и толкование которых служит основой астрологии. Таким образом, астрология не имеет верификации.
В XX в. один из крупнейших философов науки Карл Поппер предложил ещё один критерий научного знания, который он считал более важным, чем верификация. Должен существовать такой эксперимент, который мог бы опровергнуть теорию. Не обязательно опровергнуть, может быть, наоборот, подтвердить, но мог бы и опровергнуть. Этот критерий Поппер назвал фальсифицируемостью. С его точки зрения, например, теория относительности Эйнштейна оказалась научной и правильной, поскольку могла быть опровергнута, но подтвердилась. А вот психоанализ Поппер считал хоть и позитивным, но не научным знанием, поскольку он в принципе не опровержим, т.е. не фальсифицируем. Если подойти с этой меркой к астрологии, то окажется, что в ней также невозможен эксперимент, способный её опровергнуть. У астролога всегда есть возможность задним числом, независимо от результата, объяснить, что всё произошло так, как должно было произойти согласно правильному толкованию «инициативы» и «генитуры». Вот простой исторический пример.
В V веке византийский полководец Леонтий поднял мятеж в Антиохии против императора Зенона по совету своего придворного астролога. Расположение небесных светил крайне благоприятствовало началу восстания. В этот день и час Юпитер и Солнце связывали по обеим рукам Марс. Но император победил мятежников и Леонтий погиб, предварительно отрубив голову астрологу за его совет. Поскольку под ударом оказалась репутация всего астрологического знания, астрологи срочно подвергли ревизии расчёты. Они обнаружили, что хотя Марс и был связан, но Меркурий, «хронократор дня и часа», был тогда «болен», поскольку находился на максимальном удалении от Солнца, а Сатурн находился с ним во враждебном «квадратном аспекте», что и привело к поражению восстания. Репутация астрологии была спасена. [4, С. 243-244].
Таким образом, астрология, с одной стороны, не имеет верификации, с другой – не опровержима в принципе. То есть она не удовлетворяет двум важным критериям научного знания. Если астрология не наука, то что же она тогда? Астрология – оккультное верование. Как верование, она не истребима никакими научными достижениями или опровержениями.
Почему астрология несовместима с христианством?
Христианство, в отличие от науки, допускает действенность астрологии, как и вообще, признаёт сверхъестественную действенность гадания и колдовства. «Астрология, могучая в царстве дьявола и у язычников, теряет свою силу у христиан – в купели крещения обращённый смывает с себя излияния звёзд. Так учили св. Игнатий и Тертуллиан; нельзя было с большим изяществом и признать астрологию, и похоронить её». [4, С. 274].
Большинство христианских писателей видели в астрологии способ общения с падшими духами: Татиан, апологет II в., «Речь против эллинов»; Минуций Феликс, апологет II в., «Октавий»; Аврелий Августин в V веке. Католическая церковь ровозгласила астрологию изобретением дьявола в 1493 г. [16]. Преподобный Максим Грек, святой Русской Православной Церкви, в XVI в. писал: «Диавол открывает последователям звездочётской науки то, что случится им когда-нибудь предсказать истинно, что бывает по внушению демонов … Предсказывают бесы, предусматривая иногда задолго вперёд имеющее случиться, иногда и угадывают; но большей частью лгут, а потому не следует им верить, хотя иногда и сбываются их предсказания» [11].
Как знаковая система, астрология является разновидностью гадания в той же мере, как руны, гексаграммы Ицзин или колода игральных карт. Священное Писание жёстко запрещает любую форму гадания. Гадатели, наряду с чародеями, волшебниками, вопрошателями мёртвых и прорицателями; названы «мерзкими пред Господом». Они не должны были находиться среди народа Божьего (Втор.18: 10-14). Волхователей (т.е. колдунов), вызывателей мёртвых (спиритов) требовалось побить камнями (Левит.20:27).
Пророк Исайя с иронией пишет о Вавилонских астрологах, предлагая им отменить промысел Божий. Он называет астрологов людьми, уготовившими души свои для пламени: «Ты утомлена множеством советов твоих; пусть же выступят наблюдатели небес и звездочеты и предвещатели по новолуниям, и спасут тебя от того, что должно приключиться тебе. Вот они, как солома: огонь сожег их, — не избавили души своей от пламени» (Ис.47:12-14).
В Вавилоне и в более ранний архаический период астрология была одновременно астролатрией, т.е. поклонением небесным телам, носившим имена языческих богов. В христианскую эпоху встречается попытка христианизировать астрологию. Ориген
мягко отзывался об астрологии, называл звёзды «предвозвестительницами судьбы». Это особое мнение Оригена можно отнести к его не вполне удачной попытке христианизации неоплатонизма. Заблуждения Оригена были осуждены Церковью на V Вселенском соборе.
Стоит напомнить, что апостол Павел называет «духов злобы поднебесной», с которыми человек ведёт войну, космократорами («властителями космоса», греч. ) или в синодальном переводе «мироправителями тьмы века сего». Уже это одно могло бы насторожить и удержать от попытки увидеть в гороскопе «огненную грамоту, написанную Творцом на небесной тверди». «И дьявол Аполлон в Дельфах, и дьяволица Фортуна в Пренесте давали людям правдивые предсказания; то же самое можно было предположить и о дьяволах, именуемых Юпитером, Венерой и т.д.». [4, С. 273]. Одержимая «прорицательным» духом служанка, ходившая за апостолами Павлом и Силой, тоже говорила правду (Деян.16:16-18), но была избавлена апостолами от своей одержимости. Чем более человек вовлечен в астрологию, тем больше он увидит соответствий и исполнившихся прогнозов, чему будут активно способствовать падшие духи. Следование прогнозам – возврат к «вещным началам мира» (Гал.4:3,9) и отказ от дарованной во Христе свободы. И наоборот, чем больше человек во Христе, тем меньше он «водолей» или «козерог», тем более свободно его сознание.
Примечательна в этом смысле история женщины, посвятившей астрологическому увлечению восемь лет жизни, и раскаявшейся позже в своём заблуждении. Её исповедальный рассказ заканчивается тем, что автор внезапно осознаёт своё новое увлечение горными лыжами никак не соответствующим её знаку зодиака, к которому долгие годы было приковано сознание, и радуется обретённой свободе. [9].
Литература:
1. Астрологическая статистика Мишеля Гоклена. http://theme.orthodoxy.ru/astrology/gauquelin.html
2. Большая Советская Энциклопедия. Т. 18. 1974. С. 348.
3. Елисеев Владимир, иерей. Православный путь ко спасению и восточные и оккультные мистические учения. М. 1995. С. 29.
4. Зелинский Ф.Ф. Соперники христианства. Умершая наука. М., 1996.
5. Иов Гумеров, иеромонах . Вопросы священнику. http://www.pravoslavie.ru/answers/6920.htm
6. Иустин Попович, архимандрит . О первородном грехе. Пермь. С. 68.
7. Материалы Межправославного совещания Центров по изучению новых религиозных движений и деструктивных культов. Салоники. 2011.
8. Определение Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 1994 года «О псевдохристианских сектах, неоязычестве и оккультизме».
9. Письмо бывшего астролога в Центр св. Иринея Лионского. http://www.zavet.ru/astro02.htm
10. Православный центр реабилитации пострадавших от оккультизма, имени святого Иоанна Кронштадтского. http://www.scorcher.ru/art/mist/extrasensory/extrasensory12.php
11. Священник Родион. Люди и демоны. СПб., 1991. С. 30.
12. Соблазн оккультизма. Миссионерский листок № 9 Биробиджанской и Кульдурской епархии.
13. Сурдин В.Г. Астрология и наука. Фрязино, 2007. С. 27
14. Филимонов Сергий, протоиерей. Благословение на лечение. http://nastavlenia.narod.ru/nastavlenia/blag/index.htm
15. Фрэзер Дж. Дж. Золотая ветвь. М., 1980. С. 63-64.
16. Judah J. Stillson. The History and Philosophy of the Metaphysical Movements in America. Philadelphia, 1967.