Заочная форма обучения. Вопросы к экзамену

ДОГМАТИЧЕСКОЕ БОГОСЛОВИЕ. ЗАОЧНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ

Основное учебное пособие: Олег Давыденков, прот. Догматическое богословие. – М., 2014

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ:

ТЕМА_1

Разделы догматического богословия. Догмат: определение, этимология. Догмат и богословское мнение. Свойства догматов. Влияние догмата на образ жизни: примеры. Богословие и аскетика. Цель богословия. Основные догматы Вселенских соборов. Раскрытие догматов в истории.

Богословие как наука: сходства и отличия от естественных наук. Богословие и философия.

 

Священное Писание и Священное Предание.

Понятие богодухновенности. Разночтения в Писании. Канон.

Ветхий Завет. Источники. Понятие Канона и неканонических книг.

Новый Завет. Канон. Вопрос достоверности Священного Писания НЗ. Синайский кодекс.

Апокрифы: опредление, две группы по отношению к Священному Преданию Церкви.

 

Священное Предание.

Соотношение Священного Писания и Священного Предания. Критерий достоверности Священного Предания. Источники Священного Предания: символы веры, соборные определения, творения отцов и учителей Церкви, литургическое предание, символические книги.

Недостаточность одного Священного Писания и апология Священного Предания (доказательство только на основании текста Священного Писания).

 

Дополнительные вопросы:

Что такое теологумен?

Возможно ли развитие догматов?

Сколько книг насчитывает ВЗ и НЗ?

Что такое «символические книги»?

 

ТЕМА_2 Богопознание

Естественное богопознание из наблюдения: творения, себя самого и истории.

4 классических доказательства существования Бога: космологическое, телеологическое, онтологическое, нравственное.

Сверхъестественное богопознание.

Возможность богопознания: крайние еретические точки зрения и святоотеческое учение.

 

Сущность и энергия. Варлаамитско-паламитские споры XIV века в Византии. Объяснить схему сущность-энергия (Приложение).

Библейские антропоморфизмы в описании Бога.

 

Имена = Энергии (свойства Божьи): типологизация. Пояснить имена Божьи: Сущий, Неизменный, Вечный, Вездесущий, Всеведущий, Всемогущий, Любовь и Справедливость.

Дополнительные вопросы:

Что такое антропный принцип?

Можно ли научно доказать существование Бога?

Что такое апофатическое и катафатическое богословие?

 

ТЕМА_3-4 Догматы Вселенских соборов: триадология (Бог в Самом Себе), христология, иконопочитание

Понятие «логос» в дохристианскую эпоху, тема «Премудрости» в Ветхом Завете.

Общая характеристика доникейского богословия. Монархианство динамистическое и модалистическое. Тертуллиан. Ориген.

 

Арианство: основные положения вероучения. I Вселенский собор, Афанасий Великий и «единосущие». Арианские течения после I Вселенского собора. Сущность и ипостась: богословский вклад «великих каппадокийцев». II Вселенский собор. Маркелл Анкирский.

Схема Святой Троицы, аналогии триединства. Апология Святой Троицы (только на основании Священного Писания).

Александрийская богословская школа, богословие Аполлинария Лаодикийского. Схема учения монофизитства. Антиохийская богословская школа, схема учения несторианства. Кирилл Александрийский и III Вселенский собор, догмат о почитании Девы Марии как Богородицы. IV Вселенский собор, аопфатическое определение способа соединения природ во Христе.

Общение свойств («перихоресис»).

 

Субардинационистские места Священного Писания. (См. газета Благовещение №4, с. 5)

Священное Писание о Божестве Христа. (См. газета Благовещение №4, с. 5)

Священное Писание о Личности Святого Духа. (См. газета Благовещение №4, с. 6)

 

Монофизитство после IV Вселенского собора. Монофелитство. Максим Исповедник. VI Вселенский собор. (См. Карташев А. В. Вселенские соборы. – М., 1994)

Иконоборчество. VII Вселенский собор, догматическое определение об иконопочитании. Апология иконопочитания (только на основании Священного Писания). (См. Миссионерский листок №8)

Дополнительные вопросы:

Кто такие алоги?

Кто такие «великие каппадокийцы»?

Что такое филиокве?

 

ТЕМА_5 Творение

Творение из ничто (ex nihilo) и ex deo. Отличие христианского представления о творении мира от пантеистического и дуалистического (греческая философия, манихейство).

Толкование Быт. 1:1. Участие в творении Лиц Святой Троицы. 6 дней творения. Неоязыческий и христианский взгляд на природу. Христианство о причине творения мира Богом.

Проблема сотворения времени. Совершенство мира и происхождение зла.

 

О промысле Божьем. Определение промысла. Общий и частный промысел. Понятие чуда. Промысел и судьба. Культурные типы античности в их отношении к судьбе: герой, раб, святой. Религиозный фатализм. Промысел Божий как благоизволение и попущение. Постижение промысла, иррациональность промысла.

 

Ангелы. Значение слова. Природа ангелов, время возникновения, численность. Небесная иерархия – 9 чинов. Сататус ангелов по отношению к человеку. Прямое и косвенное служение ангелов. Понятие «День ангела».

Демоны. Православное учение о дьяволе. Вопрос покаяния демонов.

 

Христианская антропология. Библейское повествование о творении человека. Мнение св. Серафима Саровского и Феофана Затворника. Проблема согласования с научными данными. Творение жены. Состав человека: дихотомия и трихотомия. Образ и подобие Божье. Личность. Назначение человека: по отношению к Богу, себе самому и творению.

 

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ:

 

ТЕМА_6 Грехопадение и искупление

Понятие «первородного греха». Плоть Христа и «первородный грех». Спасение и искупление. Теории искупления (См. Ливерий Воронов, прот. Догматическое богословие. – М., 1994).

 

ТЕМА_7 Таинства Православной церкви

Таинства Крещения и Миропомазания. Таинство Покаяния. Таинство Брака. Таинство Елеосвящения (Соборования). Таинство Священства. Таинство Евхаристии. (См. Малков П. Ю. Введение в литургическое предание: Таинства Православной Церкви. – М., 2014).

 

ТЕМА_8 Учение о Церкви (Экклезиология)

См. Олег Давыденков, прот. Догматическое богословие. – М., 2014, с. 483-529

 

ТЕМА_9 О Боге как Судии и Мздовоздаятеле

См. Олег Давыденков, прот. Догматическое богословие. – М., 2014, с. 576-608

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА:

Учебники:

Давыденков Олег, свящ. Догматическое богословие. — М., 2013

— М., 2010

— М., 1997.

Илларион (Алфеев), митрополит. Православие. — М., 2012. Т. 1

Таинство веры. Введение в православное догматическое богословие.                                                                                      — М., 2003.

Макарий (Булгаков), митрополит. Православно-догматическое богословие. — Спб., Т. 1, Т. 2.

Дополнительно:

Малиновский Николай, протоиерей. Очерк православного догматического богословия. Т.1, Т.2.

Помазанский Михаил, протопресвитер. Православное догматическое богословие. Спб., 2010.

Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной церкви.

Воронов Ливерий, протоиерей. Догматическое богословие. — М., 1994.

Христос Яннарас. Вера Церкви. Введение в православное богословие.

Кураев Андрей, протодиакон. Традиция. Догмат. Обряд. — М., 1995.

Источники:

св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры.

свт. Кирилл Иерусалимский. Огласительные слова.

Петр Могила. Православное исповедание Кафолической и Апостольской Церкви Восточной.

Послание восточных патриархов о православной вере.

свт. Филарет (Дроздов). Православный христианский катехизис.